CO.KZ WebGroup

 

     Никогда не умел писать вступительные статьи, что вы могли заметить по моим старым поделкам. Собственно, это и послужило причиной столь долгого динамо с публикацией этого интервью, хотя ответы от Мартина я получил давно. А в данном конкретном случае вступление, как раз, очень важно. Впрочем, для тех, увы, немногих, кто помнит экстремальную музыку восьмидесятых, или тех, кто, не застав эту эпоху, всё равно в ней разбирается - а таких ещё меньше - эта команда в особом представлении не нуждается. PROTECTOR - одна из тех настоящих Death-Thrash легенд, которые многие забыли, но которые никогда не будут окончательно забыты. На новой волне популярности Thrash Metal'а и возрождения старых команд PROTECTOR вряд ли вернётся, хотя бы потому, что не все члены оригинального состава сейчас живы...
Идея взять интервью у экс-вокалиста PROTECTOR, Мартина Мисси, возникла после посещения его
сайта, посвящённого славному прошлому. Мартин очень прилежно излагает историю команды, в том числе того периода, когда он сам в ней не пел. На сайте есть также информация о других членах группы, автобиография самого Мартина, в которой есть что почитать, и ещё много чего.
Чувство, которое я испытал, читая все эти материалы, можно охарактеризовать как ностальгию. Причём ностальгию по тому, чего я никогда не видел и чего уже не вернёшь, как говорилось в The Horned#2... Тоску по тем временам, 
когда экстремальная музыка представляла собой нечто действительно великое. Пафоса было меньше, чем сейчас, а 'толку' - больше. А сейчас, когда 'быть экстремальным' снова стало модно, люди, надевающие страшные маски сатанизма, мизантропии и т.п. ездят в мировые турне, выступают перед толпами людей, которых так 'ненавидят', и спокойненько зарабатывают денежку на продажах своих альбомов, изливая потоки 'ненависти' и 'злобы' на головы тинейджеров, которые от их музыки прутся. Искусство для народа, блин! И ведь, согласитесь, не самый плохой вариант, когда это творчество действительно имеет определённую музыкальную ценность. А что делать, если речь идёт о коммерческом симфо-псевдо-блэке или, не к ночи будь помянут, smdm'е??? А потом с такими 'явлениями' начинает ассоциироваться весь Металл... Вот и получается:'Здравствуй. Ты металлист? Слушаешь крэйдлоффильт?' - 'До свидания'/выстрел в голову/... Что делать? Копаться в кучах дерьма, выискивая достойные банды, которых - одна на миллион, да ностальгировать по тем временам, когда не было понятий TRUE/FALSE и когда инструменты брали в руки только те, кому было что сказать... Итак, добро пожаловать в восьмидесятые...

'Одна из первых немецких дет-металичесних групп, PROTECTOR образована в 1986 году в Гамбурге барабанщиком Михаэлем Хассе (Michael Hasse) и гитаристом Ханси Мюллером (Hansi Muller). В марте 1987 года к ним присоединились вокалист Мартин Мисси (Martin Missy) и басист Эде Белихнер (Ede Belichner). В этом же году квартет записал дебютную демо-ленту 'Protector Of Death' всего из двух композиций, вызвавшую живой интерес у руководства компании грамзаписи 'Atom H'. Был заключен долгосрочный договор на запись нескольких альбомов, первый из которых - миньон 'Misanthropy' - вышел в сентябре. Одновременно произошло очное знакомство фэнов Thrash Metalа с новичками - PROTECTOR дали ряд концертов совместно с более опытными коллегами из SODOM, PARADOX, TANKARD и ACCUSER. В короткий срок было распродано 5 тыс. копий 
'Мизантропии' - солидный размах для начинающей группы. Злые языки утверждали, что такой коммерческий успех является заслугой скорее продюсера, чем музыкантов, но с этим можно поспорить. Музыка PROTECTOR вобрала лучшие черты современных трэшевых групп. Смешайте риффовые пассажи SLAYER с вокалом KREATOR и скоростным напором DARK ANGEL - и у вас получится довольно полное представление о дебюте гамбургского квартета. В августе 1988 юда PROTECTOR в бохумской студии 'Phoenix' приступили к записи полноценного по объему альбома 'Golem'. В этой работе впервые по-настоящему раскрылись способности коллектива, о которых можно было только догадываться по предыдущим записям. Диск вывел PROTECTOR в первые ряды немецкого трэша. Особенно хороши были партии ведущей гитары в исполнении Ханси Мюллера. Во время гастрольного турке по Германии в поддержку 'Golem' вокалиста Мартина Мисси временно заменил Оливер Виабель (Oliver Wiebel).
Отслужив положенный небольшой срок в армии, Мартин вернулся и принял участие в записи третьего альбома 'Urm The Mad'. В 1990 году в составе появился новый вокалист, принявший участие в записи миньона. Музыка группы стала гораздо быстрее и агрессивней, чувствуется влияние британских коллег из CARCASS и NAPALM DEATH, с которыми PROTECTOR ездили на гастроли. В таком же ключе выдержаны и последние альбомы'.


Биография взята из старой русской Thrash Metal-Энциклопедии, которая представляет неслабый исторический интерес и доступна для 
скачивания на сайте metalism.narod.ru

Теперь другая биография.

Летом 1986 года барабанщик/вокалист Михаэль Хассе (Michael Hasse), только что покинувший первую вольфсбергскую speed-metal группу Death attack, и гитарист Ханси Мюллер (Hansi Muller) решили создать thrash-metal группу и назвать ее “Protector” [Название родилось благодаря песне SLAYER по схеме: 'Aggressive Perfector' -> 'Perfector' -> 'Protector' - GTM]. Они начинали с басистом Михаэлем Шнабелем (Michael Schnabel), стали писать песни и репетировать их в летнем домике родителей Михаэля Хассе в деревне за пределами Вольфсберга. В ноябре 1986 года они пошли в студию “White Line Studio”, где они записали демо, состоящее из двух песен – “Protector of Death” и “Apocalyptic Revolution” (кстати, Мартин Мисси (Martin Missy) сообщил мне, что недавно (летом 2003) копия этой демо-записи была продана с аукциона за 50 евро! – прим. СК).В начале 1987 года Эд Белихмайер (Ede Belichmeier) заменил Михаэля Шнабеля на бас-гитаре, и, несколькими неделями позже, к команде присоединился вокалист Мартин Мисси (Martin Missy). Всего через несколько месяцев после этого Protector вошел в контакт с Atom-H, свежесформированной звукозаписывающей компанией, которую основал Юрген Энглер (Jurgen Engler) (который, кстати, в начале 80х был (и позже стал опять) участником группы Die Krupps). В мае 1987 года группа записала шеститрековую работу “Kain And Abel”. Помимо заглавной темы она содержала такие треки, как “Misantropy”, “Protector of Death”, “Agoraphobia”, “The Mercenary” и “Apocalyptic Revolution” – в помещении для репетиций, в основном для того, чтобы народ из Atom-H мог понять, на что это похоже, хотя поклонники имели возможность купить кассету. В конце июня/начале июля Protector опять пошел в студию “White Line Studio”, на этот раз для того, чтобы записать первый винил “Misantropy”, шеститрековый мини-LP, который поступил в продажу в конце того же года. 12 сентября Protector дал первый концерт в Бельгии вместе с Assassin, и всего неделей позже – свой первый концерт в Германии – Брауншвайг (Braunschweig) вместе с таким монстром, как Sodom, для которого несколькими годами ранее Михаэль Хассе организовал фэн-клуб. Как вспоминает потом Мартин Мисси “Он (Tom AngelRipper – прим. СК) был немного расстроен, что я выбрал название “Misanthropy” для одной из наших песен, поскольку он хотел написать песню с таким же названием”. В том же году были концерты с Messiah и Tankard. 19 марта 1988 Protector впервые выступил в своем родном Вольфсберге на метал-фестивале. В августе команда записала первый лонгплей “Golem” в студии “Phoenix Studio” в Бохуме. Несколько недель спустя, 3 сентября 1988 года, команда дала второй концерт вместе с Sodom, на этот раз в Бамберге, где вокалист Sodom Tom AngelRipper исполнил песню “Spacecake” вместе с Protector первый и последний раз.
В начале 1989 года вокалист Мартин Мисси покинул Protector, и его заменил Оливер Вибель (Oliver Wiebel). В марте/апреле того же года команда поехала в свое первое турне вместе с американской командой Wehrmacht, в Бельгию, Голландию и Германию. 22 апреля 1989 команда дала свой самый крупный концерт в “Metal Mania Festival” в городе Катовице (Katowice) – Польша,- перед лицом тысяч и тысяч фанатов. В Германию Protector вошел вместе с Kreator, Raven и Tankard в Брауншвайг (Braunschweig) 1 мая. Летом 1989 года Мартин Мисси опять присоединился к группе, и Protector записал свой второй LP “Urm the Mad” (заглавная тема навеяна комиксом “Le fou” от Phillipe Druillet) [Если у кого-то есть эти комиксы, или кто-то знает, как их достать, нечеловеческая просьба, - свяжитесь со мной. - GTM] в студии “Phoenix Studio” в Бохуме. 27 ноября Protector сыграл на “Popkomm” в Дуссельдорфе (Dusseldorf), вместе с прочими Rage, и вскоре после этого Мартин Мисси снова и уже окончательно был заменен на Оливера Вибеля. [Причиной ухода Мартина из группы, по его словам, была боязнь сцены, развившаяся после... хм... не знаю, в общем, что они там с Михаэлем покурили, но банальная 'высадка на измену' привела к серьёзнейшим последствиям. - GTM] В мае 1990 Protector пришел в “Phoenix Studio” в третий раз, и там они записали 4х трековый мини-LP “Leviathan’s Desire”. 2 июля 1990 года Protector выступил на “Rock Hard-Festival” в Лихтенфельсе (Lichtenfels), вместе с Running Wild, Sepultura, Tankard, Sacred Reich. Осенью того же года группа поехала в турне вместе с известной британской командой Napalm Death. Несмотря на то, что Мартин Мисси не состоял в группе в это время, все тексты на “Leviathan’s Desire” написаны им, равно как и тексты четырех песен из “A Shredding of Skin”. Вокалист Оливер Вибель взялся за гитару, поскольку Ханси Мюллер покинул группу в начале 1991 года. Вскоре Эд Белихмайер был заменен на Матце Грюн (Matze Grun). В том же году был выпущен третий LP “A Shedding of Skin” Major Records. Записан альбом был в “Music Lab Berlin”, и продюссирован он был Харрисом Джонсом (Harris Johns), который, среди прочих, работал с Sodom, Kreator, VoiVod. В конце года Protector были в турне вместе с Funeral Nation и Ravenous. Правда, тот тур был отменен после двух концертов. В 1992 последний из оригинального состава, Михаэль Хассе, был заменен на Марко Папе (Marco Pape). В том же году Protector отправился в турне вместе с D.V.C. и Cruscher. 2 мая 1992 года Марко, Матце и Олли дали концерт на открытом воздухе в Стамбуле (Турция) вместе с Hole in the Wall и турецким Pentagram. В июне 1993 Protector записал четвертый и последний (пока?) LP “The Heritage”, который был произведен Tim Buktu и выпущен Major Records, в студии “T&T Studio” в Гельсенкирхен (Gelsenkirchen). 26 февраля 1994 Protector дал последний концерт (в Вольфсберге) в составе Оливер Вибель, Матце Грюн и Марко Папе. В сентябре 1994 года Михаэль Хассе трагически погиб и был похоронен на Нордфридхоф (Nordfriedhof – кладбище неподалеку от города) в Вольфсберге.
В 1995 Major Records выпустили сборник ”Lost in Eternity”, посвященный Михаэлю Хассе, содержащий 16 треков. В течение 1996 – 2003 жизнь в Protector поддерживалась барабанщиком Марко Папе. Вместе с постоянно меняющимся составом были даны несколько концертов и записана четырехтрековая демо-запись “Resurrected” (1999), которая была выпущена в 2000 году. Марко говорит, что подходящий состав уже найден, и Protector пойдет в гору. Protector все еще существует...

Данная биография взята с русского фэн-сайта PROTECTOR, который НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую посетить всем, кто интересуется этой группой.

Ну а теперь, наконец, само интервью. Сразу хочу сказать, что получилось оно весьма добрым и, по сути, 'беззубым'. Честное благородное слово, во всём виновата 'светлая ностальгическая грусть'.


-В российской Thrash Metal-энциклопедии, выпущенной году, этак, в 91-м, стиль PROTECTOR определяют как Death Metal. Ты же всегда настаивал на том, что вы были Thrash Metal-группой. Как ты думаешь, насколько тонка грань между Thrash Metal и Death Metal, и каково было, на этой самой грани балансировать?

-Полагаю, PROTECTOR начинали как Thrash Metal-банда, разве что, чуть более брутальная, чем остальные трэшеры того времени. [Ну да, так, самую малость - GTM] Но, тем не менее, это был Thrash Metal. Ну а потом, в общем-то, как и многие другие команды, PROTECTOR подвергся влиянию других экстремальных  команд того времени. Когда я ушёл в 1989, Олли Вибель стал вокалистом, а в 1991 ещё и взял в руки гитару. Он был большим поклонником Death Metal (Death, Morbid Angel), и я думаю, именно поэтому PROTECTOR и переклинило на  Death Metal в 1991-1994.

-Кто придумал прилепить такое забавное интро к песне 'Protector Of Death' на альбоме 'Golem'? [Для тех, кто не слышал, поясню: там играет грязный-грязный сэмпл какой-то развесёлой мелодии. - GTM]

-Честно говоря, не знаю, кто придумал сделать “Freude Schöner Götterfunken” вступлением к песне “Protector of Death” на альбоме 'Golem'. Я даже не помню, была ли такая идея до того, как мы начали запись альбома в студии.

-На ранних альбомах PROTECTOR во вступлениях/заключениях были синтезаторы. Кто у вас был в ответе за это дело?

-На “Misanthropy” это сделали работники студии, а кто играл на клавишах на альбомах - не помню. Обычно Михаэль и Ханси приходили в студию за неделю до нас с Эде, так что я не знаю, был ли это кто-нибудь из них, или  звукорежиссёр. Скорее, второе.

-Что ты думаешь о так называемом 'реюнионе PROTECTOR' в 2000? Слышал ли ты их демо 'Ressurrected'?

-“Новая версия” PROTECTOR с Марко Папе - единственным оригинальным членом, вообще-то, появилась ещё году где-то в 1996. Я думаю, это круто, что кто-то продолжает деятельность группы под старым названием. Ну а сейчас вокалист Марко остался один и всё это дело заморожено.


-Старые записи PROTECTOR подвергаются беспощадному пиратству. Как ты к этому относишься?

-На моей памяти был только один бутлег. Это было пиратское издание 'Golem' в Японии. Что я об этом думаю? Было бы, конечно, лучше, если бы они с нами связались, всё было бы сделано официально, и мы бы получили с этого хоть немного денег. Но мы не стали подавать на них в суд. Дело того не стоило, и мы решили не раздувать из мухи слона.

-Расскажи про RUINS OF TIME, группу в которой ты пел после PROTECTOR. Что это была за музыка?

-RUINS OF TIME - это была Heavy-Speed-Thrash-группа, мой первый маленький шаг в “Metal-индустрию” в 2001. Я до сих пор участник Death-Thrash-Grind- группы PHIDION вместе с гитарным дуэтом из RUINS OF TIME.

-Ты до сих пор доволен своей старой лирикой? Ты до сих пор согласен с теми идеями, которые ты провозглашаешь?

-Мне до сих пор нравится моя лирика, которую я написал в 1987 и 1988. Я не считаю, что там есть, чего стыдиться. Я со всем согласем. Ну, за исключением 
некоторых политических текстов. [Молодец, Мартин, правильно меня понял. - GTM] В те времена на меня сильно влияли коммунистические и социалистические идеи. Думаю, меня до сих пор можно назвать социалистом или, по крайней мере, социал-демократом, но я бы сейчас не рискнул начать мировую революцию, о которой я пел в песне “Capitascism” в 1989.

-Ты написал текст 'Kain and Abel' по впечатлением мистерии Байрона 'Каин'? Если нет, как ты относишься к этому произведению? На чьей ты стороне, бОГА или Каина?

-Я не читал этого произведения Байрона. Нам рассказали эту притчу в школе, - вот я и вдохновился. Я думаю, бог был несправедлив, приняв только приношение Авеля, но и зависть и агрессия Каина у меня особой симпатии не вызывают. [Какая прелесть... - GTM]

-Тебе знакомы чувства лирического героя песни 'Quasimodo'? [Текст о чуваке, в котором все женщины видели только друга, а спать с ним никто не хотел. Чувак от злости превратился в страшное чудовище и побежал всех трахать. - GTM]

-Ха-ха-ха, ну что тут сказать? Честно говоря, у меня всегда были сложности с противоположным полом. У меня, наконец-то появилась девушка, с которой я и сейчас живу, но я шёл к этому около 35 лет. В 1989, когда я написал текст песни “Quasimodo”, мне как раз крупно не везло в личной жизни.


-Считается, что DESTRUCTION - отцы тевтонской Thrash Metal-сцены, но это утверждение спорно. Ты, возможно, помнишь, кто был первым? DESTRUCTION? SODOM? LIVING DEATH?
-Я бы сказал, KREATOR (или TORMENTOR, как они сначала себя называли) были первыми. Но, признаюсь, я не такой хороший знаток истории немецкого Thrash Metal'а, чтобы уверенно заявить, кто же был первым. [И не стыдно? - GTM]

-Помнится, ты раньше общался с Крисом Уитчхантером и Фрэнкомом Блэкфаером? Случаем, не знаешь, где они сейчас? Может, играют где? 

-Я, увы, давно не общаюсь с ними. Иногда переписываемся с Томом Анжелриппером, вот и всё. Так что я не знаю, что сейчас с Крисом и Фрэнком.

-Как тебе последние опусы SLAYER, KREATOR, DESTRUCTION и SODOM? По-твоему, это настоящие камбеки, или аутентичный дух трэш-резни 80-х утерян?

-Вообще-то, я не очень в курсе, что за альбомы выпускали группы, которые ты упомянул, после 1990. Большая часть моей фонотеки - это альбомы, записанные в период 1980 - 1989.

-Некоторые Black Metal-группы утверждают, что на их музыку серьёзно повлиял немецкий Thrash Metal. Что ты думаешь об этом, как ты относишься 
к Black Metal?

-Я люблю ранний Black Metal. Вот например, обалденная шведская группа, которая играет Black Metal старой школы, - NIFELHEIM. Я не особенно, как ты уже понял, разбираюсь в музыке 90-х и не очень-то люблю все эти поздние направления, но это не относится к Black Metal'у старой школы. 
Думаю, немецкий Thrash Metal действительно повлиял на старые Black Metal-команды, но я сомневаюсь, что группы, котОрые играют “современный” Black Metal слушают KREATOR, SODOM или PROTECTOR. [О чём я и говорил во вступлении... - GTM]

-Назови 5 своих любимых Thrash Metal-альбомов.

-“Pleasure to Kill” KREATOR, “In the Sign of Evil” SODOM, “Infernal Overkill” DESTRUCTION, “Bonded by Blood” EXODUS и “Power and Pain” WHIPLASH.

-Какие 5 последних пластинок ты купил?

-“In Battle There’s No Law” и “Warmaster” BOLTTHROWER, “Taken By Force” и “Virgin Killer” SCORPIONS, а также “Inferno” MOTÖRHEAD. [Хм... Оригинальная подборка. - GTM]

-Оцени шансы группы, играющей экстремальный металл старой школы, подписать контракт с хорошим значком и получить грамотный промоушн? Как думаешь, у старого 'доброго' экстремального металла есть будущее?

-Сложно сказать. Частенько группы, которые играли агрессивный, жёсткий Металл, начинают писать более мягкий материал, подписавшись на крупный значок. Хотя, может быть, причина в том, что музыканты становятся старше [Вот интересно, Мартин имел в виду 'взрослеют' или 'стареют'? - GTM] и им становятся интересно играть другую музыку. Если найдётся крупная фирма, которая, к примеру, захочет издать записи моей андерграундной Thrash Metal-банды TALION, я, конечно, соглашусь. С другой стороны, мы люди с устоявшимися взглядами на музыку, так что наш стиль вряд ли претерпит сильные изменения. Мой совет всем начинающим бандам: ЧИТАЙТЕ ТО, ЧТО ВАМ ДАЛИ ПОДПИСАТЬ! Не кидайтесь, очертя голову, подписывать контракт с первым лейблом, который вам это предложил, если условия вас смущают.

-Может ли молодая команда записать кавер на PROTECTOR, не нарушив никаких законов?

-Да, может, если, конечно, они укажут, кто автор песни, и сообщат, к примеру, немецкой компании GEMA, проблем, насколько мне известно, быть не должно.

- Мы оба брали интервью у членов группы PROTECTOR, не так ли, Мартин? Я о том самом интервью, которое ты брал в школе... Для школьной газеты, как я понял? Как, не шокировал учителей тем, что взял интервью у команды, которая играла такую жестокую музыку?

-Нет, представь себе. Я тогда учился в очень либеральной школе. Многие учителя были действительно прикольными людьми и уважали интересы учеников.

-PROTECTOR - одна из тех культовых банд, которые никогда не потеряют своих фэнов. В России их, к сожалению, не так уж много, потому что старые записи  PROTECTOR достать сложно, но зато они настоящие маньяки! Пару слов для них...

-Stay Metal forever! Druschba!
 

 

 

РЕЦЕНЗИИ НА ЛУЧШИЕ АЛЬБОМЫ PROTECTOR 

 

1987 - Misanthropy

На дебютном EP PROTECTOR достаточно просто указать влияния: это и самый ранний KREATOR, и SLAYER, и POSSESSED. Но при этом уже заметна некоторая оригинальность и своеобразный подход. А ещё PROTECTOR, пожалуй, будут позлее всех перечисленных. Очень быстро, невероятные напор и агрессия. Сырой Black Metak-звук для кого-то затруднит прослушивание, а любители 'интеллектуальной' музыки от такого материала вообще брезгливо отвернутся. Ну и хрен бы с ними. Потому что такие идейные негодяи, как мы с вами, будут слушать эту запись, наслаждаясь молодой энергией и неповторимой атмосферой времени, которая на этой записи присутствует, поверьте! Вердикт: безумно крутой дебют!!!

1988 - Golem

Мой фаворит среди альбомов PROTECTOR. Фирменные риффы от Ханси Мюллера (только послушайте скоростные вступления к 'Protector Of Death', 'Delirium Tremens'), впрочем, в плане соло ничего сверхъестественного там нет - обычный трэшевый шреддинг, жёсткая ритм-секция, вокал Мартина, полугроулинг, характерный, скорее, для  раннего Death Metal, безупречный звук а-ля KREATOR '87 - '89. Этот самый звук, злобная подача и колючие риффы могли бы дать основания сравнить этот материал с теми же KREATOR, но при всём этом PROTECTOR абсолютно на них не похожи. Кто-то в какой-то рецензии сказал, что медленные моменты песен на 'Golem' напоминают ASPHYX. Сравнение, конечно, странное, но, тем не менее, действительно, что-то общее есть. А вообще-то,  похожи PROTECTOR исключительно сами на себя. Если говорить о влияниях других стилей - а данная группа всегда была им подвержена - то это и Death Metal, что особенно заметно на титульной композиции, и Hardcore - послушайте вступление к 'Apocalyptic Revelations' и миниатюру 'Space Cake'. Последнюю стоит отдельно упомянуть, потому что там поёт старина Том Энжелриппер. Это одна из песен про наркотики, за которые PROTECTOR в своё время осуждали. Хитрец Мартин призывает всех попробовать спейскейк, хотя сам не попробовал, когда была возможность. Ещё в плане лирики нельзя не выделить политически окрашенный номер Germanophobe, название которого говорит само за себя. Из необычных фишек, прибавляющих пластинке оригинальности, хочется отметить коллективный вопль 'RAZ, DVA, TRI' в начале 'Apocalyptic Revelations' и интро к 'Protector Of Death', о котором мы с Мартином говорили в интервью. В общем, альбом более чем достойный, рекомендую всем любителям трэша и старого дэта. Мои любимые треки: 'Protector Of Death', 'Apocalyptic Revelations' и, конечно, шедевральный номер 'Golem'.

1989 - Urm The Mad

Ну, что можно сказать? В принципе, продолжение традиций предыдущего лонгплея, но кое-что, конечно, поменялось. Первое, что бросается в глаза - альбом гораздо более спокойный, чем предшественник. Больше среднетемповых и даже медленных тем, атмосферных вставок на клавишах и чистой гитаре, кое-где гитарные соло (о ужас!) даже ведут некоторую мелодическую линию, как например, в песне 'Nothing Has Changed', в целом менее жёсткое звучание. С другой стороны, на данном опусе можно говорить об атмосферности, чему способствует более низкий вокал Мартина, задвинутый назад и сдобренный мощным ревербом. Странно, но, в общем, мило. Смутные времена в лагере PROTECTOR могли отразиться на их музыке гораздо хуже -  думаю, некоторым ценителям этот альбом может понравиться даже больше, чем 'Golem'. Помимо атмосферности, конечно, стоит сказать о том, что материал стал более зрелым. Не смотря на то, что альбом, на мой взгляд, более монолитный, чем предыдущий, из песен больше всех запомнились 'Capitascism', текст которой я принципиально не буду комментировать ввиду своей упёртой аполитичности, медленная и тягучая жутковато-атмосферная тема 'Nothing Has Changed', 'Quasimodo' со зловещим вступлением, несущая актуальное во все времена послание девушкам, призыв/просьбу/приказ, как в грузинском тосте, 'давать и не ломаться', ну и, конечно, вторая 'наркотическая' тема PROTECTOR 'Molotov Cocktail', на сей раз, чуть ли не грайндкор. В дополнение ко всей этой радости мы имеем 4 бонус-трека, отлично исполненные и записанные концертный записи песен с 'Misanthropy' и 'Golem'. Вкушайте. Вердикт: не смотря на то, что этот альбом назван в честь странного сумасшедшего двухголового, но очень доброго паренька из комиксов, в нём нет ни капли гротеска или несуразности. Это серьёзная, мощная и экстремальная работа.

1990 - Leviathan's Desire

Лучшее из того, вышло под вывеской PROTECTOR в 90-х. Что случилось потом? Трудно сказать, если учесть, что музыкально они не особенно изменились. Видимо, 80-е прошли, люди подстриглись и 'стали старше' (цитата из интервью выше), что ОЧЕНЬ сказывается даже не на самом материале (здесь без претензий), а на атмосфере, на духе, который от альбома к альбому сходит на нет. А если учесть, что состав группы потихонечку менялся, и к 1992-му из тех, кто играл в группе с самого начала, никого не осталось, я вообще не знаю, о чём тут можно говорить... Так, что это я отвлёкся? Вернёмся к нашим левиафанам, тем более, что на этом миньоне о таких тлетворных процессах говорить рано. Это настоящий PROTECTOR, причём злобный и интенсивный, как никогда. Всего 4 трека, а энергии и драйва хватило бы на целый альбом, помяните моё слово. Особенно порадовал ураганный трек 'Humanised Leviathan', безумие какое-то!!! Все остальные - на уровне. Единственное, 'мизантропическая' версия 'Kain And Abel' мне всё же больше нравилась, но дело, наверное, в том, что я просто к ней привык. Приход Оливера Вибеля на место Мартина, не в обиду ему будь сказано, на этой записи почти незаметен. Как вокалисты они просто братья-близнецы, а тексты для  данного опуса писал всё равно Мартин, правда там потом случилась некрасивая история с авторскими правами и деньгами, но это уже к музыке не относится. Вердикт: моя любимая запись PROTECTOR после 'Golem'. В принципе, с неё даже можно начинать знакомство с творчеством этой команды.

2006 - Welcome To Fire

Переиздание на одном CD первого демо PROTECTOR, которое комментировать не вижу смысла, демо “Resurrected” последнего состава во главе с Марко Папе, а также раритетного концерта в Вольфсбурге 19 марта 1988 года. К сожалению, не знаю, с чьей лёгкой руки оно произошло, надо выяснить. Концертник переписан с древней плёнки и, несмотря на неважный звук (гораздо хуже, чем на 'живых' бонусах на 'Urm The Mad'), демонстрирует всю сверхъестественную живую мощь PROTECTOR в лучшие годы. Во-первых, конечно, впечатляет скорость. Даже такие и без того лихие темы, как 'Protector Of Death' (к ней, кстати, опять новое вступление на чистой гитаре, весёленькое такое - любят люди импровзировать) сыграны ощутимо быстрее (УВМ этак на 10). Два, на мой взгляд, существенных недостатка - это вступление к 'Apocalyptic Revelations' не такое, как на Golem'e (мне то уж больно нравилось) и отсутствие собственно песни 'Golem', что весьма странно. Последний трек на концерте - крышесносное поппури из каверов на CRO-MAGS, DEATH и SODOM. Ну а в целом, для всех фэнов PROTECTOR такая вещь - на вес золота. Ну а насчёт последнего демо... Эх, сейчас надо постараться быть объективным. Нет, сначала, всё же, выскажу своё мнение по поводу данного 'реюниона'. В своё время ещё Мартин предлагал Ханси и Эду снова собраться (вот был бы реюнион), но они отказались, мотивируя тем, что без Михаэля Хассе PROTECTOR не может существовать (странно, что это никому не пришло в голову ещё году этак в 92-м), и я, кстати, могу их понять. А тут - реюнион! Смешно сказать... Папе, 'старый протекторовец', появившийся в группе за два года до её распада, - во главе колонны! Кто такие остальные - вообще непонятно... Но даже если закрыть глаза на все эти неясности и непонятности, и (вот теперь буду объективным) попытаться оценить сам материал (и ничего страшного, что там всего 4 песни - на 'Левиафане' тоже было 4 песни), то станет понятно, что оценивать там, по сути, нечего. Серый, даже пожелтевший, как 'эротическая фотография' 40-летней давности, и такой же 'интересный' и 'зажигательный' среднетемповый одл скул дэт. И опять же, что за экперименты?!! Что за песня длиной 10 минут??? Когда у PROTECTOR были песни по 10 минут??? Нет бы сделать миньон из атмосферного вступления на синтезаторе, как на 'Urm The Mad', парочки бронебойных номеров а-ля 'Protector Of Death' и 'Humanized Leviathan', среднетемпового трека в духе 'Golem', плюс ещё переиграть что-нибудь из классического материала и забабахать под занавес хардкорчик секунд этак на 40. Вот чего я наивно ожидал от 'реюниона PROTECTOR'. Глупый перфекционизм? А зачем тогда сохранять старое название группы, один из основателей которой уже мёртв, играя материал, не имеющий ничего общего с классическим стилем этой группы?!! И хотя тот же Мартин, как мы видим из интервью, спокойно и даже, вроде как, положительно относится к этому предприятию, я (на правах большого поклонника классического PROTECTOR) лично от себя желаю 'новому протектору' идти не в гору, как говорил Папе, а простите, на хрен. Если именно он предпринял переиздание первого демо и концертника, спасибо ему, конечно, большое и низкий поклон, но зачем же плясать на костях? Ладно, в конечном счёте, замечательную компилляцию 'Welcome To Fire' можно слушать и без последних четырёх треков, потому что всё остальное - действительно,  настоящий ОГОНЬ!